Вибродиагностика роторного оборудования. Что это такое?

Вибродиагностика и виброналадка.

ВИБРОДИАГНОСТИКА – это очень эффективный способ неразрушающего контроля технического состояния узлов роторного оборудования. ВИБРОНАЛАДКА — это совокупность работ по центровке и динамической балансировке элементов роторного оборудования на месте его эксплуатации.

ВИБРОДИАГНОСТИКА позволяет:

  • — комплексно оценивать техническое состояние роторного оборудования;
  • — выявлять явно выраженные (дисбаланс, расцентровка, недостаточная жесткость опор) и зарождающиеся дефекты оборудования (дефекты подшипников, шестерен и т.п.);
  • — оценивать состояние любых подшипников (качения, скольжения), передаточных механизмов (зубчатых, ременных и цепных) и нагнетающего оборудования (насосы, компрессоры, вентиляторы);
  • — выявлять дефекты электромагнитных систем электрических машин;
  • — планировать объёмы и сроки ремонтных работ, оценивать качество их выполнения.

ВИБРОНАЛАДКА позволяет существенно снизить общие затраты на ремонт и обслуживание роторного оборудования за счет проведения своевременной центровки валов агрегата и динамической балансировки роторов на месте их эксплуатации.

Своевременное проведение центровки и балансировки обеспечивает:

  • — снижение нагрузок на подшипниковые узлы и элементы муфтовых соединений,
  • — уменьшение энергопотребления и снижение шума при работе.

По данным статистических исследований до 50% всех поломок оборудования вызваны дисбалансом роторов  и некачественной центровкой валов привода и рабочей части агрегата.

Подробнее тема центровки изложена в разделе «Центровка валов» .

Оборудование для динамической балансировки валов на месте эксплуатации представлено здесь.

График вибрации

Как известно, одним из методов анализа работоспособности роторных механизмов, является контроль его состояния по уровню вибрации на опорах.
Чем больше узлов агрегата имеют дефекты, тем больше это сказывается на вибрации опор.

Применяемые ранее методы визуального контроля и контроля на ощупь или на слух (при помощи стетоскопа) являются субъективными и весьма приблизительными, т.к. они не позволяют сделать заключение о причине повышенной вибрации (какой узел или деталь агрегата является источником вибрации). Объективную (как в качественном, так и в количественном отношении) оценку даёт метод контроля состояния роторных агрегатов по спектру вибросигнала на опорах. Такую возможность предоставляет виброанализатор – сборщик данных СД-21 производства ООО «Ассоциации ВАСТ».

График вибрацииНа данных рисунках Вы видите автоспектры (записи сигналов в определенном диапазоне частот) одного и того же узла, представленные в двух видах размерностей – виброскорость (мм/с) и виброускорение (мм/cc). По осям Y и Х представлены соответственно значения амплитуды и частоты сигнала.

На спектре виброскорости (рисунок 1) отчетливо видно, что основная энергия вибрации сосредоточена на частоте вращения данного узла (50 Гц или 3000 об/мин). Амплитуда виброскорости составляет примерно 8 мм/c (для большинства агрегатов это превышает норму). Наличие пика вибросигнала на оборотной частоте характеризует степень дисбаланса (неуравновешенности) ротора узла.  В данной ситуации рекомендуется провести балансировку ротора.

На автоспектре виброускорения (рисунок 2) распределение сигнала вибрации совершенно иное. Максимумы пиков сосредоточены в области 1500 Гц и характеризуют в данном случае силовые нагрузки, вызванные дефектами электромагнитной системы электродвигателя.

Более подробную информацию Вы можете найти  в разделе Наши работы по вибродиагностике ,  где представлены результаты работ по глубокой диагностике состояния узлов различного оборудования, выполненных  на предприятиях Республики Беларусь.


Оставьте свой отзыв (комментарий) или задайте вопрос:

Комментарии закрыты.